Доклад руководителя Федерального агентства водных ресурсов М.В.Селиверстовой

Доклад руководителя Федерального агентства водных ресурсов М.В.СеливерстовойС момента предыдущего съезда прошло достаточно много времени — в этот период шли процессы разграничения полномочий уровней власти, сформирована новая структура исполнительных органов власти в сфере охраны окружающей среды, существенные изменения претерпело законодательство страны . И ,как никогда очевидна необходимость широкого обсуждения проблем, целей и задач в сфере охраны окружающей среды в широком представительном кругу. Позвольте поздравить всех присутствующих с открытием съезда, пожелать всем успешной работы и выразить надежду, что съезд станет площадкой для конструктивного диалога, заметной вехой в природоохранном деле страны.


Водные ресурсы являются системообразующим элементом окружающей среды и базисным условием жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственного комплекса страны. Общеизвестно, что Российская Федерация относится к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами государств. На территории России насчитывается более 2,8 миллионов озер. В границах России протекает более 2,5 миллионов рек и ручьев со среднегодовым стоком 4,3 тыс. куб. км в год. В реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах Российской Федерации сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.

Однако они распределены по территории России крайне неравномерно. Большинство рек несут свои воды в Северный Ледовитый и Тихий океаны. Эти реки дренируют территории Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, где мала плотность населения. Напротив, в бассейнах морей Атлантического океана (Балтийском, Чёрном и Азовском) и Каспийского моря, где проживает свыше 85% населения России, приходится всего 9 % речного стока. Именно это побудило человека к инженерному обустройству.

Созданный в стране водохозяйственный комплекс – один из крупнейших в мире (включающий более 30 тыс. водохранилищ общим объемом свыше 800 куб. км, сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км, свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты поселений и объектов экономики от негативного воздействия вод) обеспечивает устойчивость социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Правовые основы федеративной и региональной политики Российской Федерации в области водных отношений закреплены Конституцией РФ , двадцатилетний юбилей которой мы отмечаем 12 декабря, — государственное управление использованием и охраной водных ресурсов основывается на том, что природные (в том числе водные) ресурсы в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 9, 36, 42, 72) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Водный кодекс РФ федеральный (закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации») определяя значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, закрепил следующие основополагающие принципы современного водного законодательства:

  • регулирование водных отношений исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием, которое не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  • регулирование водных отношений в границах водных бассейнов, в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей, исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  • участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране, а также их обязанностей по охране водных объектов.

Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» основными целями региональной политики наряду с целями обеспечения экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, таких как создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
Названы и закреплены:

  • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов.

В целях практической реализации региональной политики в качестве основных единиц управления в области использования и охраны водных объектов рассматриваются бассейновые округа. Они позволяют на практике реализовать широко известный международный принцип управления речными бассейнами, согласовать региональные и межрегиональные интересы субъектов РФ.

Сегодня в Российской Федерации созданы и действуют 20 бассейновых советов в число их участников входят представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, экологических и природоохранных организаций, представителей малого и среднего бизнеса, контрольных и надзорных органов, инициативных групп граждан, научной общественности и проектных организаций.

Повестку дня заседания бассейновых советов, их тематику определяют актуальные вопросы планирования водохозяйственной деятельности, выявление приоритетов и первоочередных водохозяйственных мероприятий и мер по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, улучшения экологического состояния водных объектов, рационального использования водных ресурсов, обсуждение путей достижения максимально возможного эффекта при реализации планируемых мероприятий и работ.
Новеллами Водного кодекса Российской Федерации – 2007 года стало и дальнейшее разграничение полномочий в области водных отношений. Закрепление ряда полномочий Российской Федерации за региональным уровнем :

  • предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса;
  • осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Переданные полномочия реализуются субъектами РФ за счет субвенций федерального бюджета, объем которых рассчитывается по установленной формуле, Часто приходиться слышать от представителей субъектов РФ, что средств этих недостаточно, но именно в силу этого обстоятельства возрастает наша ответственность за правильно расставленные приоритеты, обоснованное планирование и целевое использование этих средств.

В 2009 г. Правительством РФ принята Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, ставшая дорожной картой достижения стратегических целей как инфраструктурного, так и социально-экономического характера, гарантом экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны, а также гарантом реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Развитие экономики и социокультурной сферы страны. Новые экологические требования к состоянию водных и околоводных экосистем, достижение устойчивого развития территорий ставят задачи достижения в той же степени устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса в интересах настоящего и будущих поколений.

Эти задачи ставит Президент Российской Федерации, этим обусловлены и основные усилия и деятельность Правительства РФ, принявшего в 2009 году Водную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года, ставшую дорожной картой достижения стратегических целей как инфраструктурного, так и социально-экономического характера, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, среди которых ключевыми являются:

  • Гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, которое предполагает приоритетное решение задач обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой, создание условий для гармоничного социально-экономического развития регионов на основе комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, базирующегося на выявлении объективных ресурсных и экологических ограничений с учетом всех располагаемых ресурсов поверхностных и подземных вод в рамках речных бассейнов и их изменчивости, придании безусловного приоритета обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, открытости и вовлечении в процесс управления использованием и охраной водных объектов органов местного самоуправления, бассейновых советов, ассоциаций водопользователей и других общественных организаций.
  • Охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, предполагающие решение ряда задач по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты, охране подземных вод от загрязнения, реабилитации водных объектов и ликвидации накопленного экологического вреда.
  • Обеспечение защищенности от негативного воздействия вод, включающее в себя снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений, развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений.

Программно-целевым и финансовым инструментом исполнения Водной Стратегии стала Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса России 2012-2020 годы, основанная на базисном региональном компоненте – более 70 процентов ассигнований направлены на решение региональных проблем и задач. Это и строительство новых водохозяйственных объектов государственной собственности субъектов, и субсидии на капитальный ремонт региональных и муниципальных ГТС, и средства субвенций на реализацию переданных полномочий и новый вид работ по экологической реабилитации водных объектов.

Все эти усилия призваны

  • преодолеть и ликвидировать локальные дефициты водных ресурсов в вододефицитных регионах России (строительство новых водохранилищ и трактов водоподачи);
  • повысить рациональность использования водных ресурсов;
  • сократить негативное антропогенного воздействие на водные объекты (количество проектов по строительству (реконструкции) комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реализованных с помощью механизма субсидирования процентных ставок по кредитам — 225 единиц);
  • способствовать восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (4350 километров)
  • повысить эксплуатационную надежность гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию (2400 единиц гидротехнических сооружений приведены в безопасное техническое состояние).
  • обеспечить защищенность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты(1675 км);
  • развивать и модернизировать системы государственного мониторинга водных объектов.

Важнейшие целевые показатели и индикаторы региональных программ увязаны с общегосударственными целями и задачами не только Водной Стратегии РФ 2020 г, но и в контексте Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2030 года.

Вопросы, проблемы и задачи, которые в рамках съезда будем обсуждать мы, человечество разрешало и пытается разрешать с момента появления производительных сил и производственных отношений, их неизбежного конфликта с природой и необходимостью найти баланс. Вода – удивительный ресурс — универсальный растворитель, в ней как в линзе фокусируются и отражаются все возможные виды загрязнений, из всех сред и компонентов окружающей среды. Именно эти ее свойства требуют гармонизации отраслевого и смежных отраслей законодательства, скоординированности и согласованности усилий всех уровней власти, всех участников водных отношений, всех граждан страны.

Источник — экопрогресс.рф