Дорожная карта развития горно-геологической отрасли России 2030

Дорожная карта развития горно-геологической отрасли России 2030

Дорожная карта развития горно-геологической отрасли России 2030«Перед российской горно-геологической отраслью стоят задачи в срочном порядке решить накопившие за 20 лет проблемы,  избежать потери контроля над стратегической отраслью и гарантировать постоянное восполнение минерально-сырьевой базы страны…»

Представители горнопромышленного Форума МАЙНЕКС Россия приняли участие в парламентских слушаниях «Cтратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года», которые проходили 24 июня 2014 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Участниками заседания, организованного Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии стали депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители научно-исследовательских учреждений, отечественных и зарубежных коммерческих организаций, депутаты региональных законодательных органов и представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

В 2010 году распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, которая совместно с государственной программой «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологической изучение недр») являются ключевыми документами стратегического планирования геологоразведочных работ в России. Реализация этих документов, по мнению экспертов, обеспечит существенный вклад геологоразведочной отрасли в  развитие экономики страны, обеспечение ее минерально-сырьевой безопасности, а также позволит перевести отрасль на качественно новый уровень.

В 2013 году в результате проведения геологоразведочных работ в России было открыто 30 месторождений углеводородного сырья и 75 месторождений твёрдых полезных ископаемых, достигнуто воспроизводство минерально-сырьевой базы по наиболее значимым для национальной экономики видам сырья.

В 2013 году объем государственного финансирования геологоразведочных работ составил 32,1 млрд. рублей, что существенно превышает показатели предшествующих лет. При этом в 2013 году бюджетный доход от разовых платежей за пользование недрами составил 160 млрд. рублей.

Также стоит отметить, что Госдумой была проделана значительная работа законодательного характера для повышения инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Целый комплекс законов, направленный на активизацию вложения частных инвестиций в геологоразведочную деятельность, предусматривает существенные льготы для недропользователей.

Несмотря на положительную динамику развития геологоразведочной отрасли России, стоит отметить, что за последние 20 лет образовался целый ряд проблем:

  • Из-за постоянного недофинансирования геологоразведки изученность территорий России значительно ниже, чем в развитых странах.
  • На рынке наблюдается чёткая тенденция к росту количества компаний с иностранным капиталом  на фоне резкого снижения геологических и поисковых работ, осуществляемых российскими компаниями.

По мнению экспертов, только благодаря модернизации основных фондов, финансированию научных разработок и внедрению инновационных технологий можно избежать потери контроля над стратегической для России отраслью и гарантировать постоянное восполнение минерально-сырьевой базы страны.

В ходе слушаний представители различных организаций и компаний выступили с докладами, в рамках которых отметили значимость развития геологической отрасли, необходимость формирования социальной программы по улучшению ее привлекательности, низкий уровень кадровой базы и недостаточный подход к развитию инновационных технологий.

Подводя итоги, участники слушаний отметили, что соблюдение условий эффективного реформирования в сфере геологической отрасли, создание оптимальных условий сотрудничества недропользователей и государства, обеспечение стабильного, предсказуемого и законодательно закреплённого режима, использование мирового опыта, совершенствование кадровой политики позволят создать эффективный инструмент управления минерально-сырьевым комплексом страны, обеспечить геополитические интересы Российской Федерации и сырьевую безопасность в условиях быстро меняющегося мира.

Оргкомитет 10-го юбилейного горнопромышленного форума МАЙНЕКС Россия планирует продолжить состоявшуюся в Госдуме дискуссию в рамках форсайт–сессии, на которой состоится обсуждение современного состояния и возможных сценариев развития российской горной отрасли на ближайшее десятилетие.

Подобное обсуждение было впервые организовано на первом форуме МАЙНЕКС в 2005. Участникам было предложено оценить «сильные» и «слабые» стороны российской горной индустрии, а также, при участии более 350 делегатов находившихся в зале заседания, была предпринята совместная попытка спрогнозировать будущее и ответить на вопрос — «сможет ли Россия через 15 лет стать мировым лидером в производстве минерального сырья?».

  • Что произошло в российской горной отрасли за прошедшие девять лет?
  • Какое место горнодобывающие предприятия занимают в формировании бюджетных поступлений страны?
  • Как изменились приоритеты государства в развитии минерально-сырьевой базы?
  • Ключевые стратегические интересы Российской Федерации в сфере геологического изучения и разведки месторождений полезных ископаемых?
  • Как решаются вопросы по интеграции существующих информационных ресурсов и информационных систем в сфере геологического изучения недр РФ?
  • Каковы  перспективы уменьшения или увеличения  доли юниорных компаний в обеспечении геологоразведочных работ?
  • Когда российские горнодобывающие компании выйдут на «докризисные показатели» и какие риски и задачи для них являются первостепенными?
  • Как проходят процессы интеграции российской горной индустрии  с мировыми стандартами и практиками в оценке и управлении минерально-сырьевыми ресурсами?
  • Удовлетворяет ли существующее законодательство в сфере недропользования интересам государства и недропользователей и в каких направлениях будет проводиться его дальнейшее совершенствование?
  • Каковы перспективы участия международных инвесторов в российской горной отрасли? ….

На эти и  другие вопросы будет предложено ответить экспертной панели, в которую войдут руководители ключевых отраслевых ведомств, директора ведущих горнодобывающих предприятий, учёные, инвесторы и аналитики.

В ходе сессии с участием аудитории, находящей в зале заседания и участников интернет-моста,  предполагается провести экспресс-опрос с целью оценки «слабых» и «сильных» сторон российской горной отрасли, а также представить возможные сценарии развития горной отрасли на перспективу до 2020 года. Результаты проведённого исследования будут опубликованы на сайте форума и в отраслевых СМИ.   Выводы и предложения, озвученные в ходе форсайт-сессии и других заседаний форума, будут включены в  специальное исследование, посвящённое перспективам  развития российской горной отрасли.

Оргкомитет форума приглашает всех, кто неравнодушен к будущему российской горной отрасли, принять участие в формировании проблематики и направить предложение для обсуждения в рамках форсайт-сессии.

Подробная информация о форуме размешана на сайте – www.minexrussia.com/2014

Вниманию участников, планирующих представить на форуме проблемный доклад или презентацию

Оргкомитет форума продолжает приём заявок от специалистов горных предприятий, консультантов, научных работников, аналитиков,  инвесторов, представителей органов исполнительной и законодательной власти на выступления с презентацией или проблемным докладом в рамках организуемого в Москве в период с 7 по 9 октября форума МАЙНЕКС Россия 2014. Приём заявок заканчивается 15 августа 2014 года.