Соответствующее поручение профильным департаментам министерства С. Донской дал по итогам состоявшегося 25 февраля 2014 г. совещания.
Данная мера, исходя из существующих санитарно-гигиенических нормативов, обеспечивает потребность в питьевой воде для 250 человек, что соответствует численности небольшого населенного пункта. Доля лицензий на добычу воды из водозаборов с указанными дебитами на сегодня только по Центральному Федеральному округу составляет в среднем около 40-70%, в Московской области – 41%, в Брянской – 57%, в Ивановской – 72%, в Калужской – 54, в Смоленской – 74 и т.д. Для таких водозаборов также планируется упростить процедуру выдачи лицензий и разрешить разработку технических схем вместо технических проектов разработки.
Как отметил С.Донской, на территории небольших сельских поселений и садовых товариществ большинство водозаборов эксплуатируется без лицензий и технических проектов. Отсутствие документации связано, как правило, со сложными процедурами оформления и высокими затратами на экспертизы, предусмотренные для таких объектов наравне с крупными месторождениями подземных вод. В частности, по эксплуатируемым одиночным скважинам размер платы за государственную экспертизу запасов составляет 10 тыс. руб.
При этом стоимость работ, требуемых для оценки эксплуатационных запасов подземных вод, определяется условиями рынка и не входит в сферу государственного регулирования.
По словам С.Донского, предлагаемые меры позволят снизить неоправданно высокие требования к водопользователям на территории небольших населенных пунктов – дачных кооперативов, лечебных учреждений и садовых товариществ и вернет их в правовое поле.
В соответствии с действующим Федеральным законом «О недрах», граждане имеют права на бурение скважин в пределах первого водоносного горизонта без лицензии и составления технического проекта, но без права реализации добытых вод сторонним потребителям. Для бурения скважин на более глубокие горизонты необходимы лицензия Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) на добычу подземных вод и проведение государственной экспертизы запасов.
Источник — «Нефть России»