С момента предыдущего съезда прошло достаточно много времени — в этот период шли процессы разграничения полномочий уровней власти, сформирована новая структура исполнительных органов власти в сфере охраны окружающей среды, существенные изменения претерпело законодательство страны . И ,как никогда очевидна необходимость широкого обсуждения проблем, целей и задач в сфере охраны окружающей среды в широком представительном кругу. Позвольте поздравить всех присутствующих с открытием съезда, пожелать всем успешной работы и выразить надежду, что съезд станет площадкой для конструктивного диалога, заметной вехой в природоохранном деле страны.
Водные ресурсы являются системообразующим элементом окружающей среды и базисным условием жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственного комплекса страны. Общеизвестно, что Российская Федерация относится к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами государств. На территории России насчитывается более 2,8 миллионов озер. В границах России протекает более 2,5 миллионов рек и ручьев со среднегодовым стоком 4,3 тыс. куб. км в год. В реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах Российской Федерации сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.
Однако они распределены по территории России крайне неравномерно. Большинство рек несут свои воды в Северный Ледовитый и Тихий океаны. Эти реки дренируют территории Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, где мала плотность населения. Напротив, в бассейнах морей Атлантического океана (Балтийском, Чёрном и Азовском) и Каспийского моря, где проживает свыше 85% населения России, приходится всего 9 % речного стока. Именно это побудило человека к инженерному обустройству.
Созданный в стране водохозяйственный комплекс – один из крупнейших в мире (включающий более 30 тыс. водохранилищ общим объемом свыше 800 куб. км, сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км, свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты поселений и объектов экономики от негативного воздействия вод) обеспечивает устойчивость социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Правовые основы федеративной и региональной политики Российской Федерации в области водных отношений закреплены Конституцией РФ , двадцатилетний юбилей которой мы отмечаем 12 декабря, — государственное управление использованием и охраной водных ресурсов основывается на том, что природные (в том числе водные) ресурсы в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 9, 36, 42, 72) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Водный кодекс РФ федеральный (закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации») определяя значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, закрепил следующие основополагающие принципы современного водного законодательства:
Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» основными целями региональной политики наряду с целями обеспечения экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, таких как создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
Названы и закреплены:
В целях практической реализации региональной политики в качестве основных единиц управления в области использования и охраны водных объектов рассматриваются бассейновые округа. Они позволяют на практике реализовать широко известный международный принцип управления речными бассейнами, согласовать региональные и межрегиональные интересы субъектов РФ.
Сегодня в Российской Федерации созданы и действуют 20 бассейновых советов в число их участников входят представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, экологических и природоохранных организаций, представителей малого и среднего бизнеса, контрольных и надзорных органов, инициативных групп граждан, научной общественности и проектных организаций.
Повестку дня заседания бассейновых советов, их тематику определяют актуальные вопросы планирования водохозяйственной деятельности, выявление приоритетов и первоочередных водохозяйственных мероприятий и мер по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, улучшения экологического состояния водных объектов, рационального использования водных ресурсов, обсуждение путей достижения максимально возможного эффекта при реализации планируемых мероприятий и работ.
Новеллами Водного кодекса Российской Федерации – 2007 года стало и дальнейшее разграничение полномочий в области водных отношений. Закрепление ряда полномочий Российской Федерации за региональным уровнем :
Переданные полномочия реализуются субъектами РФ за счет субвенций федерального бюджета, объем которых рассчитывается по установленной формуле, Часто приходиться слышать от представителей субъектов РФ, что средств этих недостаточно, но именно в силу этого обстоятельства возрастает наша ответственность за правильно расставленные приоритеты, обоснованное планирование и целевое использование этих средств.
В 2009 г. Правительством РФ принята Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, ставшая дорожной картой достижения стратегических целей как инфраструктурного, так и социально-экономического характера, гарантом экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны, а также гарантом реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Развитие экономики и социокультурной сферы страны. Новые экологические требования к состоянию водных и околоводных экосистем, достижение устойчивого развития территорий ставят задачи достижения в той же степени устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса в интересах настоящего и будущих поколений.
Эти задачи ставит Президент Российской Федерации, этим обусловлены и основные усилия и деятельность Правительства РФ, принявшего в 2009 году Водную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года, ставшую дорожной картой достижения стратегических целей как инфраструктурного, так и социально-экономического характера, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, среди которых ключевыми являются:
Программно-целевым и финансовым инструментом исполнения Водной Стратегии стала Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса России 2012-2020 годы, основанная на базисном региональном компоненте – более 70 процентов ассигнований направлены на решение региональных проблем и задач. Это и строительство новых водохозяйственных объектов государственной собственности субъектов, и субсидии на капитальный ремонт региональных и муниципальных ГТС, и средства субвенций на реализацию переданных полномочий и новый вид работ по экологической реабилитации водных объектов.
Все эти усилия призваны
Важнейшие целевые показатели и индикаторы региональных программ увязаны с общегосударственными целями и задачами не только Водной Стратегии РФ 2020 г, но и в контексте Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2030 года.
Вопросы, проблемы и задачи, которые в рамках съезда будем обсуждать мы, человечество разрешало и пытается разрешать с момента появления производительных сил и производственных отношений, их неизбежного конфликта с природой и необходимостью найти баланс. Вода – удивительный ресурс — универсальный растворитель, в ней как в линзе фокусируются и отражаются все возможные виды загрязнений, из всех сред и компонентов окружающей среды. Именно эти ее свойства требуют гармонизации отраслевого и смежных отраслей законодательства, скоординированности и согласованности усилий всех уровней власти, всех участников водных отношений, всех граждан страны.
Источник — экопрогресс.рф