ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Руководствуясь Конституцией и законодательством Республики Саха (Якутия), в целях упорядочения механизма передачи права пользования недрами хозяйствующим субъектам, приведением его в соответствие с изменившимся федеральным и республиканским законодательством Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании права пользования недрами согласно приложению N 1 и ввести его в действие в установленном порядке.

2. Утвердить Перечень общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с приложением N 2.

3. Поручить Межведомственной комиссии по недропользованию произвести переоформление ранее выданных лицензий на право пользования недрами в порядке, установленном настоящим постановлением, без изменения в наименовании объекта, его площади, ранее установленных сроков их действия и без взимания дополнительных лицензионных сборов.

4. Поручить Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, осуществляющему организационное обеспечение республиканской системы лицензирования недропользования, установление ставок лицензионных сборов по каждому объекту в отдельности, исходя из фактических затрат на выдачу лицензий, а также разрешить их использование на цели, связанные с финансовым обеспечением лицензионной деятельности.

5. Отменить действие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 мая 1992 года N 221 «Об утверждении Временного положения о лицензировании хозяйственной деятельности по использованию недр Республики Саха (Якутия) и порядке его применения».

Первый заместитель Председателя

Правительства Республики Саха (Якутия)

А.ТОМТОСОВ

Приложение N 1

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 12 мая 1995 г. N 203

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о порядке лицензирования права пользования недрами (далее Положение) устанавливает механизм реализации полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в распоряжении участками недр регионального и местного значения, установленных Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах».

Положением регламентируется также участие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) при лицензировании права пользования участками недр, переданными в установленном порядке в федеральное ведение, в том числе по участкам недр федерального значения, по месторождениям природного минерального сырья, получившим статус федеральных природных ресурсов, а также в случаях, когда предполагается передача права пользования недрами иностранным организациям или организациям, действующим с участием иностранных партнеров.

1.2. Положением предусматривается передача права пользования недрами по лицензиям для целей геологического изучения, а также для добычи всех видов полезных ископаемых (кроме общераспространенных), строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых — хранилищ нефти, газа, других материалов и веществ, сборов минералогических и иных коллекционных материалов.

1.3. Получения лицензий не требуется на право ведения региональных геолого-геофизических работ, государственной геологической съемки, включая ГТС-50 и ГДП-50, инженерно — геологических изысканий, тематических, научно-исследовательских, палеонтологических работ и исследований, геолого-геофизических работ по прогнозированию землетрясений, мониторинга недр, контроля за режимом подземных вод, других работ и исследований, направленных на общее изучение недр и осуществляемых без существенного влияния на целостность и естественное состояние недр. Разрешение на проведение указанных работ выдается Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и оформляется в виде геологических заданий и пообъектных планов.

При необходимости проведения в процессе геологических съемок всех масштабов более детальных поисковых и поисково-оценочных работ с применением горных и буровых работ на локальных участках и объектах лицензии на право пользования недрами оформляются на каждый объект поисковых и поисково-оценочных работ отдельно, по мере выявления таких участков.

1.4. Порядок передачи участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, сборов коллекционных материалов, переданных в ведение местных органов самоуправления в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах», регламентируется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 1993 г. N 520 «Об утверждении Положения о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым». Этим же постановлением установлен перечень общераспространенных полезных ископаемых, право распоряжения которыми передано местным органам государственной власти.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

2.1. Государственная республиканская система лицензирования призвана обеспечить государственное регулирование отношений в сфере недропользования, проведение единой политики рационального использования природных ресурсов и обеспечение защиты окружающей природной среды, правовое обеспечение деятельности недропользователей.

2.2. Система лицензирования недропользования предусматривает участие в принятии решений по вопросам недропользования республиканских органов государственного управления, осуществляющих государственное регулирование отношений в минерально-сырьевом комплексе Республики Саха (Якутия): Министерства промышленности, Министерства охраны природы, Министерства внутренних дел, Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, Государственного комитета по геологии и недропользованию, Государственного комитета по управлению имуществом, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн), и федеральных органов исполнительной власти — Комитета по геологии и использованию недр России и Якутского округа Госгортехнадзора России.

2.3. Должностные лица указанных в п. 2.2 государственных органов участвуют в деятельности Межведомственной комиссии по недропользованию — рабочего органа государственной республиканской системы лицензирования, образованной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 января 1994 г. N 33 «О постоянно действующих органах Правительства Республики Саха (Якутия)».

Межведомственная комиссия по недропользованию действует на основании Положения об этом коллегиальном органе, утверждаемом Правительством Республики Саха (Якутия).

2.4. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования осуществляется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Госкомгеологии Республики Саха (Якутия)).

Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) ведет учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготавливает предложения о порядке, сроках и условиях недропользования в соответствии с государственными программами развития минерально — сырьевого комплекса, представляет планы лицензирования вместе с предложениями по их реализации для согласования с заинтересованными государственными республиканскими, а при необходимости и федеральными органами управления и контроля, поименованными в п. 2.2, после чего выносит их на рассмотрение Межведомственной комиссии по недропользованию.

2.5. Государственные республиканские органы управления и контроля — Министерство промышленности, Министерство охраны природы, Министерство экономики, Комитет по драгоценным металлам, камням и валюте, Государственный комитет по управлению имуществом, а также Якутский округ Госгортехнадзора России и другие государственные органы осуществляют государственную экспертизу материалов, представляемых для согласования Госкомгеологии Республики Саха (Якутия), рассматривают предложения по проекту решений и разрабатывают в пределах своих полномочий особые условия хозяйственной деятельности по каждому объекту недропользования, включая рекомендации по срокам ввода объекта в освоение, объемам добычи и реализации, направлениям перевозок, условиям сохранности добытого минерального сырья, потребителям продукции и иным условиям недропользования.

2.6. Местные органы государственной власти участвуют в государственной системе лицензирования на начальном этапе — при согласовании вопросов землепользования.

Они могут также вносить предложения по условиям недропользования, рекомендовать субъектов недропользования, наиболее подготовленных для осуществления заявляемой деятельности, устанавливать решающие условия землепользования, давать предложения по регламенту хозяйственной деятельности будущих предприятий.

Предложения органов местного самоуправления по вопросам недропользования имеют рекомендательный характер и учитываются Межведомственной комиссией по недропользованию при определении конкурсных условий, если они не противоречат республиканским программам развития минерально-сырьевого комплекса и действующему законодательству.

2.7. Предложения органов государственной власти всех уровней по вопросам недропользования обобщаются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) и вносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по недропользованию.

2.8. Решения Межведомственной комиссии по недропользованию, связанные с передачей права пользования недрами для разработки уникальных и крупных месторождений драгоценных металлов (золота, серебра, металлов платиновой группы) и драгоценных камней (алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, александрита и жемчуга), а также месторождений хромдиопсида и чароита вводятся в действие постановлением Правительства Республики Саха (Якутия). В остальных случаях решения Комиссии вводятся в действие распоряжением председателя Комиссии.

Необходимость утверждения решений Межведомственной комиссии по недропользованию Правительством Республики Саха (Якутия) устанавливается председателем Комиссии.

2.9. По участкам недр, переданным в установленном порядке в федеральное ведение, Межведомственная комиссия по недропользованию исходя из социальных, экологических, экономических и иных интересов республики определяет условия лицензий, направляет их на рассмотрение федерального лицензионного органа, участвует в подготовке и принятии его решений, а в спорных случаях обеспечивает представительство при проведении согласительных процедур.

2.10. Оформление лицензий по объектам регионального и местного значения, их регистрация и выдача недропользователям осуществляются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия). Те же действия по объектам федерального значения выполняются уполномоченным федеральным органом.

2.11. Срок рассмотрения заявок и принятия решений по ним не может превышать трех месяцев со дня регистрации.

3. УЧАСТКИ НЕДР, ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМИ

ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПО ЛИЦЕНЗИЯМ

3.1. Недра являются государственной собственностью. От лица государства они могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам в хозяйственное ведение для осуществления хозяйственной, научной и иной не запрещенной законодательством деятельности.

3.2. Для добычи полезных ископаемых в хозяйственное ведение может быть передан любой участок недр, содержащий месторождение или проявление, получившее в результате геологического изучения количественную оценку запасов и прогнозных ресурсов, если доказаны положительные экономические последствия их использования, обеспечивающие поступление в бюджет платежей за пользование недрами, если предполагаемая хозяйственная деятельность возможна без необратимых отрицательных последствий для окружающей природной среды.

3.3. Для добычи полезных ископаемых могут также предоставляться участки недр с неучтенными запасами (техногенные месторождения, недоразведанные фланги месторождений, а также мелкие россыпные и коренные месторождения золота IV категории сложности геологического строения), геологическое изучение которых может быть экономически целесообразным только в случае совмещения с эксплуатационными работами, на условиях риска.

3.4. Для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, могут быть предоставлены участки недр, отвечающие по геологическим и физико-механическим свойствам пород задачам последующей эксплуатации сооружений, не содержащие ценных полезных ископаемых и исключающие негативное воздействие построенных сооружений на окружающую среду при их эксплуатации.

3.5. Для сбора минералогических и других коллекционных материалов, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни, а также коллекционных образцов хромдиопсида и чароита могут быть предоставлены любые участки недр, в том числе участки, ранее переданные в пользование, а также территории особо охраняемых участков недр, заказников и заповедников, с согласия владельцев ранее выданных лицензий.

3.6. Для добычи минеральных подземных вод и лечебных грязей могут быть предоставлены участки недр, ограниченные зоной строгого режима санитарной охраны.

3.7. В случае, если участок недр ограничен лицензией по глубине или по определенному геологическому комплексу пород, за пределами установленных глубин (геологических комплексов) могут выполняться иные недропользования, если это не запрещено условиями лицензии.

3.8. Границы участков недр, предоставляемых недропользователям по лицензиям, учитывают не только размеры участков недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанные с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики, зоны сдвижения и другое), а также прилегающие участки недр, на которых разрешенная деятельность может осуществляться после определенных подготовительных работ (доразведки флангов месторождений, опережающих природоохранных работ и т.п).

Определение границ осуществляется по согласованию с Якутским округом Госгортехнадзора России, а по участкам недр, предоставляемым для добычи питьевых и минеральных подземных вод, лечебных грязей, захоронения вредных веществ и отходов, сброса сточных вод в недра, дополнительно с Министерством охраны природы, Комитетом по санитарно-эпидемиологическому надзору и Министерством здравоохранения.

3.9. Участки недр предоставляются в пользование в виде геометризованных блоков недр, ограниченных как по площади, так и по глубине. Границы устанавливаются в географических координатах или в привязке к дневной поверхности, геологическим или географическим границам, с детальностью, обеспечивающей их однозначную идентификацию.

3.10. На стадии подготовки пакета конкурсных документов и получения лицензии границы участков недр устанавливаются исходя из условия передачи объекта в наиболее полном геологически и экономически обоснованном объеме.

В случаях, когда при разработке проектов горно-эксплуатационных или геологоразведочных работ выясняется необходимость пересмотра границ отведенного участка недр, первоначальное решение Межведомственной комиссии по недропользованию может быть пересмотрено на основании заявления владельца лицензии.

3.11. Межведомственной комиссией по недропользованию могут быть установлены предельное количество и предельные размеры участков недр, предоставляемых одному недропользователю.

4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

4.1. Право пользования недрами не может быть предоставлено без предварительного согласия собственника земель на их отчуждение. Если земли уже находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении или пожизненном наследуемом владении юридических или физических лиц, республиканский лицензионный орган должен предварительно получить принципиальное согласие последних, а также, до проведения конкурса и принятия решения о выдаче лицензии, согласовать условия, на которых собственники земельных участков или землепользователи могут добровольно передать их будущему недропользователю.

4.2. По решению Межведомственной комиссии по недропользованию условия отчуждения земель под хозяйственную деятельность, связанную с использованием недр, могут быть включены в условия конкурса (аукциона) и, по его результатам, в обязательные для исполнения условия лицензии.

4.3. Если требования собственников земельных участков или их владельцев окажутся чрезмерными, а отказ от использования участка недр имеет неблагоприятные экономические, социальные, политические и иные негативные последствия для республики, Межведомственная комиссия по недропользованию может выступить с инициативой об изъятии земельных участков в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4.4. После получения лицензии недропользователь может оформить право пользования земельным участком в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

4.5. Земельные участки предоставляются недропользователю на всю площадь, необходимую для осуществления разрешенной лицензией деятельности, или на ее часть в порядке, на условиях и в сроки, устанавливаемые лицензией, а также договором между недропользователем и собственником (владельцем) земель.

4.6. Плата за земельные участки, выделяемые из госфонда, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

Форма и размеры платежей за пользование земельными участками, находящимися в хозяйственном ведении, оперативном управлении или пожизненном наследуемом владении, определяются местными органами государственной власти, осуществляющими функции собственника.

Юридические и физические лица, владеющие земельными участками на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или пожизненного наследуемого владения, плату за использование земель устанавливать не могут.

4.7. Земельные участки для целей геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых предоставляются недропользователям уполномоченными органами государственной власти на срок до 3 лет, с последующим переоформлением землеотводного акта по заявкам недропользователей.

В случае передачи права пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, право пользования земельными участками устанавливается на срок пользования недрами.

В случае передачи права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции, на условиях концессии, при предоставлении недр в залог в виде ипотеки, срок пользования земельными участками устанавливается равным сроку пользования недрами.

При необходимости срок пользования земельным участком может быть продлен по заявке недропользователя в безусловном порядке и на ранее установленных условиях, если при недропользовании не возникло условий для прекращения или приостановления действия лицензии на право пользования недрами.

4.8. Владелец лицензии имеет право возврата земель их собственнику или пользователю по миновании надобности полностью либо по частям. Возврат осуществляется на условиях, установленных лицензионным соглашением или договором.

5. СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

5.1. Владельцы лицензий на право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством Республики Саха (Якутия) вносят в республиканский и местные бюджеты разовые и регулярные платежи за пользование недрами. Регулярные платежи включают платежи за пользование минерально-сырьевой базы, отчисления в фонд будущих поколений, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна. Конкретные размеры и условия платежей, а также применяемые скидки устанавливаются по каждому объекту недропользования или группе объектов на основании решений Правительства Республики Саха (Якутия).

5.2. Регулярные платежи за пользование недрами вносятся владельцами лицензий самостоятельно, в денежной форме, если иное не предусмотрено условиями лицензий.

В случаях замены денежных платежей поставками производимой продукции, в лицензионном соглашении устанавливается порядок и методы расчета объемов этой продукции, пункты ее доставки и другие необходимые данные.

5.3. При проведении поисковых и разведочных работ регулярные платежи за право пользования недрами устанавливаются в особых случаях на основании международных договоров, по инициативе местных органов государственной власти, этнических образований и в иных случаях. Решение о назначении платежей принимается Правительством Республики Саха (Якутия).

5.4. Размеры разового платежа в виде начального взноса определяются затратами на проведение геологоразведочных работ, создание инфраструктуры, подлежащей использованию в процессе разрешенной хозяйственной деятельности, товарными свойствами разведанного полезного ископаемого и иными стоимостными признаками объекта, а также стоимостью геологической информации, предоставляемой владельцу лицензии при разработке проекта.

5.5. В состав регулярных платежей может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, а также подземных вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество в результате разрешенной лицензией хозяйственной деятельности.

5.6. Недропользователям, осуществляющим добычу дефицитных полезных ископаемых из остаточных запасов пониженного качества может быть установлена скидка за истощение недр. Порядок расчетных операций, обосновывающих размер скидки, устанавливается Госкомгеологией Республики Саха (Якутия); решение об установлении скидки принимается Правительством Республики Саха (Якутия).

5.7. За выдачу лицензий на право пользования недрами устанавливается лицензионный сбор. Размер сборов и порядок их взимания определяются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) исходя из расходов на экспертизу заявок, организацию конкурсов и аукционов, стоимости представляемой конкурсантам геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий. Рассчитанная ставка лицензионного сбора утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).

6. ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДР

6.1. В соответствии с действующим Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах» лицензии выдаются на право пользования недрами с целью:

геологического изучения недр;

добычи полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

образования особо охраняемых участков недр;

сборов коллекционного материала.

Все лицензии имеют единую форму, установленную постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» от 15 июля 1992 года N 3314-I.

6.2. Лицензии, удостоверяющие право геологического изучения недр, выдаются на стадиях поисковых, поисково-оценочных работ и предварительной разведки, осуществляемых по самостоятельным проектам.

Необходимость получения лицензий на отдельные этапы геологоразведочных работ поисково-разведочного характера, включенные в состав проектов геологосъемочных работ, например, этапы глубинного картирования, определяется Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) на стадии утверждения геологического задания. На участки поисковых работ, включенные в состав проектов геологосъемочных работ и планируемые к изучению с плотностью горных и буровых выработок, соответствующей поисковой или поисково-оценочной стадиям, оформляются отдельные лицензии.

6.4. На стадии детальной разведки геологоразведочные работы выполняются по отдельным лицензиям, если эти работы финансируются из республиканского бюджета в процессе реализации республиканских или федеральных программ. В других случаях детальная разведка выполняется в пределах участков недр, выделенных лицензиями для добычи полезных ископаемых; условия ее проведения могут быть установлены лицензионными соглашениями.

6.5. Геологическое изучение участков недр, выполняемое на нескольких стадиях геологоразведочных работ, без существенного изменения границ изучаемых участков, может осуществляться по одной лицензии. При этом органом, выдавшим лицензию, вносятся изменения в условия и сроки разрешенной деятельности.

6.6. В случаях, когда выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезного ископаемого выходит за границы участка недр, предоставленного лицензией, этот участок недр может быть увеличен таким образом, чтобы в него входило все месторождение. Вопрос об изменении границ в таких случаях решается Межведомственной комиссией без проведения конкурса.

Если сопредельные участки недр, на которые выходит месторождение, уже переданы другому недропользователю, то изменение границ участка недр осуществляется Межведомственной комиссией по недропользованию с согласия владельца лицензии.

6.7. Предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, ранее предоставленном для геологического изучения другому недропользователю, может производиться только с согласия последнего. При этом недропользователь, выполняющий геологическое изучение недр, вправе требовать компенсацию, связанную с досрочным прекращением хозяйственной деятельности на изымаемом участке недр. Порядок компенсации и ее размеры вносятся в условия объявляемого конкурса.

Недропользователь, выполняющий геологическое изучение недр, заранее извещается о проведении конкурса (аукциона) и имеет право принять в нем участие на общих основаниях.

Решение о возможности (невозможности) объявления конкурса (аукциона) в указанном случае принимается Межведомственной комиссией по недропользованию после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезного ископаемого, при условии, если полученной информации достаточно для предварительной геологопромышленной оценки объекта и определения ставок платежей за право пользования недрами. Накопленная по объекту недропользования информация должна обеспечивать объективную оценку предполагаемого воздействия будущей хозяйственной деятельности природоохранными органами по процедуре ОВОС, как это предусмотрено директивой Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об обязательном использовании процедур ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации» N 01-20/65-5568.

6.8. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право разработки близко расположенных месторождений полезных ископаемых одному заявителю, если доказано, что их раздельная разработка экономически нерентабельна и не обеспечивает установленного минимального уровня платы за право пользования недрами.

6.9. Не допускается выдача единой лицензии на разработку нескольких месторождений, раздельно учитываемых Государственным кадастром месторождений полезных ископаемых и Государственным балансом запасов.

6.10. По крупным месторождениям полезных ископаемых может быть выдано несколько лицензий разным заявителям, если доказана возможность его разработки по локальным проектам, исключающим нерациональное использование недр, при положительных результатах горнотехнической экспертизы.

6.11. Переработка отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства может осуществляться по самостоятельным лицензиям, с согласия владельцев этих отходов.

6.12. Разрешается совмещение нескольких видов недропользования на одном объекте одним недропользователем, включающих, геологическое изучение недр и добычу полезных ископаемых. При этом добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Возможность такого совмещения устанавливается по результатам государственной экспертизы геологической информации, при условиях, установленных частью третьей п. 6.7 настоящего Положения.

В этом случае недропользователь оформляет отдельно лицензии на проведение геологического изучения недр и лицензию на разработку месторождения полезного ископаемого. Лицензия на право пользования недрами для добычи полезного ископаемого при этом предоставляется на основе конкурса.

Без оформления лицензий геологическое изучение недр осуществляется только в границах участков недр, отведенных для добычи полезных ископаемых.

6.13. Попутная добыча полезных ископаемых при проведении геологоразведочных работ допускается в объеме, обоснованном проектом. При этом в лицензии на право геологического изучения недр делается соответствующая запись, с указанием ежегодного объема попутной добычи.

6.14. Лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых предоставляются после проведения государственной экспертизы разведанных запасов Республиканской комиссией по запасам и их постановки на учет в Государственном балансе запасов полезных ископаемых.

6.15. По мелким месторождениям рудного и россыпного золота с неучтенными запасами лицензии могут быть выданы по результатам государственной экспертизы проектов использования недр, осуществляемой в порядке, установленном Временным положением о порядке проведения экспертизы материалов и работ по геологическому изучению, использованию и охране недр органами государственного геологического контроля в Российской Федерации, утвержденным приказом Роскомнедр от 28 октября 1993 года N 96. Заключение государственной экспертизы удостоверяет прогнозную оценку месторождений, прогноз возможной экономической эффективности их разработки, а также включает рекомендации по ставкам платежей за право пользования недрами.

Экспертиза возможного воздействия на окружающую среду в этом случае осуществляется по сокращенной процедуре улусными (городскими) природоохранными органами в порядке, устанавливаемом Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).

Горнотехническая экспертиза проектов горных работ осуществляется также по сокращенной процедуре в порядке, определяемом Якутским округом Госгортехнадзора России.

Недропользователи, получившие право на разработку мелких месторождений золота с неучтенными запасами, до начала горных работ предоставляют годовые проекты горных работ на государственную экспертизу и переоформляют разрешительную документацию в органах Министерства охраны природы, Госгортехнадзора и других контролирующих органов, указанных в лицензии.

6.16. Лицензии на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, оформляются на объекты, обеспечивающие выполнение республиканских народнохозяйственных программ, в том числе подземные хранилища нефти, газа и продуктов их переработки, хранилища токсичных и ядовитых веществ, оружия и боеприпасов, подземные хранилища изделий с использованием радиоактивных материалов, включая радиоактивные источники, применяемые при геофизических исследованиях.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении права пользования недрами для указанных целей является решение республиканского или федерального органа государственного управления, координирующего выполнение республиканской программы в соответствующей отрасли, республиканских и федеральных контролирующих органов или Государственного комитета по управлению имуществом Республики Саха (Якутия).

6.17. Лицензии на право образования особо охраняемых участков недр, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно — оздоровительное и иное назначение (учебных и научно — исследовательских полигонов, геологических заповедников, памятников природы, подземных полостей и пещер) предоставляются Межведомственной комиссией по недропользованию на основании решений соответствующих республиканских или федеральных государственных органов, определяющих статус охраняемого объекта.

6.18. Лицензии на право сбора коллекций минералов и горных пород выдаются Межведомственной комиссией по недропользованию в случаях, если состав коллекций предполагает сбор образцов с видимыми выделениями драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), драгоценных камней (алмазов, рубинов, сапфиров, изумрудов и александритов), а также хромдиопсида и чароита независимо от их качества. Недропользователи, разрабатывающие месторождения перечисленных полезных ископаемых, а также осуществляющие их геологическое изучение на любой стадии, оформляют лицензии на право сбора указанных коллекций на общих основаниях.

Лицензии на право сбора коллекций по месторождениям перечисленных полезных ископаемых, ранее переданных в пользование, выдаются по согласованию с основными недропользователями. В случае предоставления права пользования недрами по объектам, на которые ранее был разрешен сбор коллекционного материала, в основных условиях лицензии на право разработки месторождения делается соответствующая запись, с указанием реквизитов владельца лицензии и условий сбора коллекций.

Сбор коллекций на одном участке недр может быть разрешен нескольким заявителям, с оформлением индивидуальных лицензий каждому заявителю.

Лицензии на право сбора образцов минералов и горных пород, непоименованных в настоящей статье, выдаются в порядке, определенном Положением о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым, органами местного самоуправления.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ

7.1. Лицензии выдаются на срок, указанный заявителем, если заявленный срок не превышает:

при геологическом изучении месторождений — 5 лет;

при разработке месторождений полезных ископаемых — 20 лет;

при совмещении геологического изучения и разработки — 25 лет.

При предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции срок действия лицензии обосновывается технико-экономическими расчетами и может быть установлен на весь срок разработки месторождения или геологического изучения участка недр.

7.2. Лицензии на право строительства и эксплуатации подземных сооружений выдаются на срок, определенный технико-экономическим обоснованием проекта.

7.3. Лицензии на право сбора коллекционного материала выдаются на 1 год. Недропользователям, осуществляющим геологическое изучение недр и добычу поименованных в п. 6.15 настоящего Положения полезных ископаемых, в пределах выделенного им участка недр, срок действия лицензий на право сбора коллекционного материала может быть увеличен на все время действия основной лицензии.

7.4. Срок действия лицензий любого вида может быть продлен по обоснованной заявке владельцев до завершения разрешенной хозяйственной деятельности.

7.5. Срок действия лицензии исчисляется с момента ее регистрации в Республиканском фонде геологической информации.

8. СОДЕРЖАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Лицензия состоит из титульного листа и приложений, указанных в нем.

8.1. Титульный лист лицензии оформляется в соответствии с формой, установленной Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-I и содержит:

данные о пользователе недр, получившем лицензию;

данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

срок окончания действия лицензии;

состав обязательных приложений к лицензии.

8.2. Обязательными приложениями являются:

геологическая карта выделенного участка недр с изображением границ горного и земельного отводов в плане;

геологические разрезы с изображением границ горного отвода по глубине (представляются по требованию Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) в особых случаях);

границы горного отвода на геологической карте и геологическом разрезе удостоверяются подписью руководителя Якутского округа Госгортехнадзора России и печатью;

лицензионное соглашение с обязательным описанием границ предоставленного земельного и горного отвода, согласованным примерным уровнем добычи минерального сырья, условиями пользования геологической и иной информацией о недрах, указанием форм и сроков обязательной отчетности, описанием структуры, периодичности и уровня платежей за право пользования недрами, предельными экологическими нормативными условиями недропользования, а также особыми условиями недропользования, устанавливаемыми при проведении государственной экспертизы проектов;

соглашение о разделе продукции в случае назначения платы за право недропользования добываемой продукцией, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» от 24 декабря 1993 года N 2285.

8.3. Лицензия может быть дополнена другими документами, регламентирующими взаимоотношения государства и недропользователя в процессе-разрешенной хозяйственной деятельности.

9. ВЛАДЕЛЬЦЫ ЛИЦЕНЗИЙ

9.1. Владельцами лицензий на право пользования недрами могут быть организации и предприятия независимо от их организационно — правовой формы, включая иностранные и совместные с иностранными партнерами организации и включая иностранные и совместные с иностранными партнерами организации и предприятия, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Саха (Якутия) как юридические лица, если они смогут предоставить доказательства финансовых, технических, кадровых и организационных возможностей для осуществления заявленной деятельности.

Предприятия, претендующие на геологическое изучение и разработку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, должны кроме того иметь организационные возможности, обеспечивающие сохранность указанных ценностей на всех этапах их добычи и производства.

9.2. Владельцами лицензий на право сбора коллекционного материала могут быть юридические и физические лица, включая иностранных граждан. Необходимость регистрации физических лиц как субъектов предпринимательской деятельности в этом случае устанавливается Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) в зависимости от назначения коллекций.

10. СИСТЕМА ВЫБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ

10.1. Предоставление права на использование недр осуществляется путем проведения конкурсов, аукционов, прямых переговоров между собственником недр в лице Правительства Республики Саха (Якутия) и субъектами предпринимательской деятельности, а также в порядке переоформления.

Система выбора претендентов ориентирована на предоставление участков недр в хозяйственное ведение таких предприятий, которые могут обеспечить наибольший положительный экономический, экологический и социальный эффект от использования недр в интересах настоящего и будущих поколений народов Республики Саха (Якутия).

10.2. Способ и процедура выбора претендентов устанавливаются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия). В случае выбора претендентов для разработки наиболее крупных месторождений или месторождений с особыми свойствами минерального сырья решение о процедуре выбора будущего недропользователя принимается Правительством Республики Саха (Якутия).

10.3. При конкурсной процедуре предоставления права недропользования победителем признается заявитель, деятельность которого в процессе использования участка недр гарантирует наибольший экономический результат при минимальном вредном воздействии на окружающую природную среду.

10.4. При аукционной процедуре предоставления права недропользования победителем признается заявитель, предложивший наибольшую плату за право пользования недрами, отвечающий требованиям, изложенным в п. 9.1 настоящего Положения и доказавший наличие финансовых, технических, кадровых и иных возможностей, обеспечивающих эффективное и экологически безопасное использование участка недр.

10.5. Без проведения конкурсной процедуры право на использование недр предоставляется в случаях:

перерегистрации права пользования недрами, ранее предоставленного на основе союзного или федерального законодательства, для действующих горнодобывающих организаций и предприятий;

перерегистрации права пользования недрами при реорганизации организаций и предприятий в связи с изменением организационно-правовой формы, состава учредителей и в иных случаях, если реорганизация осуществляется без изменения направления основной деятельности;

реорганизации предприятия, с выделением из его состава самостоятельного подразделения со статусом юридического лица, если деятельность вновь образованного самостоятельного юридического лица до его выделения была связана с использованием конкретного участка недр;

реорганизации организации, предприятия путем слияния с другой самостоятельной организацией, предприятием;

при предоставлении лицензии на добычу подземных вод питьевого качества собственникам или владельцам земельных участков;

строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

сборов камнесамоцветного сырья на дневной поверхности, без проведения горных работ;

сборов коллекций минералов и горных пород;

по межправительственным и международным договорам и соглашениям, а также решениям Президента Республики Саха (Якутия).

10.6. В зависимости от масштабов месторождения и его роли в функционировании хозяйственного комплекса улуса, республики, федерации и т.д. конкурсы (аукционы) проводятся в улусах, республике или федерации, с публикацией условий в средствах массовой информации соответствующего уровня. Решение о статусе конкурса (аукциона) принимает председатель Межведомственной комиссии по недропользованию по представлению заинтересованных федеральных или республиканских органов.

Решение о проведении международных конкурсов (аукционов) принимается Президентом Республики Саха (Якутия) и (или) Председателем Правительства Республики Саха (Якутия).

11. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЗАЯВИТЕЛЕМ

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВОК

11.1. Заявитель, претендующий на получение лицензии, в установленный срок оформляет заявку установленной формы, к которой прилагаются:

справка о регистрации предприятия в местных органах государственной власти или Министерстве юстиции;

устав предприятия и учредительный договор;

для предприятий, имеющих соучредителем иностранных партнеров указанные документы заверяются нотариально;

согласие местной администрации на предоставление земельного отвода. По объектам, освоение которых связано с необходимостью использования земель, ранее предоставленных в пользование, владение или распоряжение другим хозяйствующим субъектам, письменное согласие землевладельца (землепользователя), с указанием основных условий землепользования;

карта-схема испрашиваемого участка недр с указанием границ горного и земельного отводов в плане, в масштабе, позволяющем проконтролировать правильность замеров площадей земельного и горного отводов. По требованию Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) представляются геологические разрезы с указанием границ испрашиваемого горного отвода по глубине;

сертификат Министерства промышленности (для вновь образуемых предприятий), удостоверяющий статус недропользователя и подтверждающий наличие у заявителя финансовых, технических, технологических и кадровых возможностей для осуществления заявленной деятельности. Для заявителей, оформляющих лицензии на право геологического изучения и разработку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, Министерством промышленности в сертификате делается запись о наличии у предприятия организационных возможностей для обеспечения режима сохранности валютных ценностей.

11.2. По требованию Госкомгеологии заявителем дополнительно предоставляются технико-экономические расчеты в объеме, необходимом для уточнения или установления размеров платежей за право пользования недрами или обоснования приоритета при выборе победителя конкурса.

11.3. При оформлении заявки на право пользования недрами для строительства подземных сооружений заявителем дополнительно предоставляется копия лицензии на право проведения строительных и связанных с этой деятельностью работ, выдаваемая Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по строительству и архитектуре и подтверждающая профессиональную, техническую и технологическую оснащенность предприятия-заявителя.

11.4. Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) вправе запросить дополнительные материалы, которые могут потребоваться при выборе победителя конкурса.

11.5. Заявки направляются заявителями в Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) по адресу: 677892, г. Якутск, ул. Кирова, 13.

Все текстовые материалы к заявке предоставляются в 1 экземпляре, графические приложения в 4 экземплярах.

11.6. Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) вправе отказать заявителям в приеме и регистрации заявок в случае ненадлежащего оформления материалов и на других основаниях, предусмотренных законодательством и настоящим Положением, с письменным уведомлением заявителя о причинах отказа.

12. МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ

12.1. Госкомгеологии Республики Саха (Якутия), осуществляя организационное обеспечение республиканской системы лицензирования, ежемесячно составляет перечень объектов лицензирования с выделением участков недр федерального и регионального значения. Перечень в рабочем порядке согласовывается с заинтересованными государственными органами и представляется на утверждение Межведомственной комиссии по недропользованию вместе с графиком рассмотрения заявок на заседаниях Комиссии.

Утвержденный перечень по объектам федерального значения в соответствии с действующим «Соглашением между Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и Правительством Республики Саха (Якутия) о взаимоотношениях при геологическом изучении, использовании и охране недр на территории Республики Саха (Якутия)» направляется на согласование заинтересованным федеральным органам.

12.2. Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедр) в установленный срок может внести предложения по условиям недропользования по любому из представленных на согласование объектов. Предложения Роскомнедр рассматриваются в том же порядке, что и предложения республиканских органов государственного управления. При возникающих разногласиях решение принимается на основании межправительственных соглашений.

Непредставление Роскомнедр предложений по согласуемой программе в установленный срок рассматривается как согласие.

12.3. Утвержденный перечень объектов лицензирования публикуется в средствах массовой информации улусного, республиканского или федерального уровня в соответствии с п. 10.6 настоящего Положения, с их краткой характеристикой, а также с характеристикой основных условий недропользования, временем и местом проведения конкурсов (аукционов), сроками подачи заявок и другими необходимыми сведениями.

Из публикуемого перечня исключаются объекты, лицензирование которых осуществляется без применения конкурсной процедуры.

12.4. Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) по объявленному перечню объектов подготавливает обзорные геологические и геолого-экономические карты, а также ограниченный объем геологической информации, необходимой недропользователю для принятия решения об участии в конкурсе и для оформления заявки. Первичная информация предоставляется заявителям по их требованию без оплаты; объем ее на этом этапе определяется Госкомгеологией Республики Саха (Якутия).

12.5. Оформленные в соответствии со ст. 11 настоящего Положения заявки регистрируются в специальном реестре, после чего направляются для проведения экспертизы заинтересованным государственным органам власти, поименованным в п. 2.2. Результаты государственной экспертизы обобщаются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) и являются основанием для подготовки проекта решения Межведомственной комиссии по недропользованию.

12.6. Межведомственная комиссия по недропользованию, действуя на основании Положения об этом коллегиальном правительственном органе, на своих заседаниях рассматривает, с участием заявителей, результаты государственной экспертизы материалов, а также предложения государственных органов по сути заявок и по условиям недропользования. Вынесенное решение оформляется протокольно и вводится в действие распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) или распоряжением председателя Комиссии, в соответствии с п. 2.8 настоящего Положения.

Вынесенное решение является основанием для оформления лицензии и взимания лицензионного сбора.

12.7. Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) после введения в действие решения Комиссии оформляет лицензию по форме, установленной постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о лицензировании пользования недрами» от 15 июля 1992 года N 3314-I.

От лица Уполномоченного представителя Комитета Российской Федерации по геологии и недропользованию лицензию подписывает руководитель Госкомгеологии Республики Саха (Якутия). От лица Уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта Федерации лицензию подписывает председатель Межведомственной комиссии по недропользованию.

12.8. Лицензия оформляется в 4-х экземплярах. Два экземпляра лицензии вместе с необходимыми приложениями направляются для технической экспертизы, государственной регистрации и последующего хранения в Республиканский фонд геологической информации. В случаях, предусмотренных «Соглашением между Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и Правительством Республики Саха (Якутия) о взаимоотношениях при геологическом изучении, использовании и охране недр» Республиканский фонд геологической информации направляет один экземпляр лицензии для регистрации и последующего хранения во Всероссийский фонд геологической информации.

Действие лицензии наступает с момента ее государственной регистрации.

12.9. После регистрации один экземпляр лицензии выдается недропользователю, второй экземпляр остается на хранении в делах Комиссии.

12.10. По объектам федерального значения проект лицензии и лицензионного соглашения разрабатывается республиканским лицензионным органом в обычном порядке, после чего утверждается и выдается Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В этом же порядке выдаются лицензии на условиях раздела продукции.

12.11. Решения Межведомственной комиссии по недропользованию направляются для контроля заинтересованным республиканским органам государственного управления и в сокращенном виде публикуются в средствах массовой информации.

Информация о результатах деятельности республиканского лицензионного органа направляется в Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр в порядке и в сроки, установленные «Соглашением между Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и Правительством Республики Саха (Якутия) о взаимоотношениях при геологическом изучении, использовании и охране недр на территории Республики Саха (Якутия)».

13. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В СЛУЧАЯХ,

ТРЕБУЮЩИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ

ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

13.1. В соответствии с действующим природоохранным законодательством обязательная оценка возможного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в сфере недропользования выполняется по всем объектам недропользования независимо от их масштабов и объемов производства.

Лицензирование указанных видов недропользований в этой связи осуществляется в два этапа.

13.2. На первом этапе победитель конкурса (аукциона) получает лицензию на разработку проектной документации и составление технико-экономического обоснования будущего предприятия. Выданная недропользователю лицензия гарантирует предоставление ему права собственно недропользования при условии положительной экологической, геологической и горно-технической оценки проекта.

Лицензии на первый этап заявленной деятельности выдаются по форме приложения N 2 и регистрируются в делопроизводстве Межведомственной комиссии по недропользованию.

Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) при выдаче лицензии устанавливает порядок и сроки предоставления геологической информации, необходимой недропользователю для разработки проектов и выполнения технико-экономических расчетов.

13.3. Действие лицензии на первом этапе может быть прекращено в случаях:

если при государственной экспертизе проектов выясняется, что граничные условия недропользования не устраивают владельца лицензии;

если предлагаемые проектами технические решения не соответствуют действующим нормам и правилам в сфере недропользования и природоохранному законодательству;

если выясняется, что предлагаемые проектами условия недропользования существенно отклоняются от условий проведенного конкурса.

13.4. При положительных результатах государственной экспертизы проектов Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) подготавливает проект лицензионного соглашения и вносит его на рассмотрение Межведомственной комиссии по недропользованию.

Утвержденное в установленном порядке лицензионное соглашение является основанием для переоформления лицензии первого этапа, с предоставлением недропользователю права производства разрешенных видов хозяйственной деятельности.

13.5. Лицензия на второй этап заявленной деятельности оформляется на бланках российского образца в порядке, установленном п.п. 12.7-12.10 настоящего Положения под регистрационными номерами, присвоенными лицензии первого этапа. При этом лицензии первого этапа возвращаются недропользователями в Республиканский геологический фонд, где хранятся вместе с заявками предприятий.

13.6. Лицензионный сбор при двухэтапном лицензировании взимается при предоставлении лицензии первого этапа. Он предусматривает в числе прочих затрат расходы на последующее переоформление лицензий.

13.7. Лицензирование недропользований может выполняться без предварительного этапа, если заявителем одновременно с заявкой на конкурс представлены детальные технические, технологические, экологические и экономические проработки намерений, позволяющие однозначно оценить при государственной экспертизе материалов возможные последствия его хозяйственной деятельности, включая обоснование ставок платежей за пользование недрами.

14. ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

14.1. Лицензионное соглашение является гражданско-правовым актом, определяющим отношения между государством и недропользователем. Оно устанавливает права и ответственность сторон по использованию недр, являющихся собственностью государства, определяет основные правила, сроки и условия разрешенной хозяйственной деятельности.

14.2. Содержание обязательных норм и структура лицензионного соглашения регламентируются разделом 8 настоящего Положения. Кроме того, в лицензионном соглашении могут быть отражены другие вопросы, вытекающие из статуса этого документа, определенного п. 14.1.

14.3. Лицензионное соглашение удостоверяется подписями должностных лиц уполномоченных республиканских органов государственного управления, а в случае заключения соглашений по объектам федерального значения, кроме того — подписями должностных лиц уполномоченных федеральных органов, а также подписью уполномоченного представителя недропользователя.

14.4. Лицензионное соглашение является неотъемлемой составной частью лицензии, заключается на весь срок действия лицензии или на отдельные этапы разрешенной деятельности. В последнем случае в соглашениях устанавливается порядок, сроки и условия составления новых соглашений на последующие этапы деятельности.

15. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ

15.1. Действие лицензий может быть прекращено Межведомственной комиссией по недропользованию, Правительством Республики Саха (Якутия), Президентом Республики Саха (Якутия), а также по решению суда.

15.2. Прекращение действия лицензии означает прекращение права на использование недр по основаниям, установленным действующим законодательством и настоящим Положением, например:

при изменениях федерального и республиканского законодательства;

по основаниям, предусмотренным п. 13.3 настоящего Положения;

при добровольном отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

при возникновении зафиксированного в лицензии условия, исключающего дальнейшее осуществление права недропользования;

при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с использованием недр;

при нарушении пользователем недр условий, установленных лицензионным соглашением;

при систематических нарушениях недропользователем действующего законодательства в сферах рационального использования и охраны недр, природоохранного законодательства;

при возникновении чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий и других обстоятельств);

если владелец лицензии в установленные сроки не приступил к использованию недр или фактически прекратил хозяйственную деятельность по использованию недр в связи с утратой финансовых, кадровых, технических и других возможностей для осуществления разрешенной деятельности;

в случаях банкротства и ликвидации предприятия;

по истечении срока действия лицензии;

по другим основаниям, исключающим дальнейшее взаимодействие государства и недропользователя по заключенному лицензионному соглашению.

Действие лицензии не прерывается и не прекращается в случаях временной остановки производства отдельных видов работ контролирующими и правоохранительными органами.

15.3. Вопрос о прекращении действия лицензии выносится на рассмотрение Межведомственной комиссии по недропользованию по мотивированному представлению республиканских государственных органов, местных органов государственной власти, общественных организаций и граждан через Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) и рассматривается вне графика, с уведомлением владельца лицензии о дате заседания.

Решение о прекращении действия лицензии не принимается, если владелец лицензии письменно не выразил согласия на рассмотрение вопроса без его участия и считает постановку вопроса необоснованной. В случае, если владелец лицензии без уважительной причины не явился на заседание Межведомственной комиссии и не предоставил соответствующих официальных пояснений по рассматриваемому вопросу, решение может быть вынесено по совокупности поступивших материалов.

Решение Комиссии вводится в действие в порядке, установленном п. 2.8 настоящего Положения, письменно доводится до сведения владельца лицензии и публикуется в средствах массовой информации.

15.4. Месторождения полезных ископаемых, переданные по лицензиям для геологического изучения или разработки, в случае прекращения действия лицензии подлежат консервации в соответствии с «Инструкцией о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и строительству подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых», утвержденной Якутским округом Госгортехнадзора России (Якутск, 1994 год) и возвращаются в республиканский резерв разведанных месторождений.

15.5. При выявлении в процессе недропользования обстоятельств, не учтенных на этапе лицензирования недропользования, но имеющих важное значение и затрагивающие интересы собственника недр, Межведомственная комиссия вправе провести повторную государственную экспертизу вновь выявленной информации и ограничить действие лицензии путем пересмотра ее условий.

15.6. При несогласии владельца лицензии с решением Комиссии о прекращении или ограничении действия лицензии это решение может быть обжаловано им в административном или судебном порядке.

16. УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ

Сделки, связанные с предоставлением лицензий, являются недействительными при условиях:

грубого нарушения правил конкурсов или аукционов;

отказа заявителя от внесения платежей, связанных с предоставлением лицензий;

предоставления заявителю незаконных преимуществ перед другими участниками конкурса;

нарушения антимонопольных требований Закона Республики Саха (Якутия) «О недрах»;

установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в предоставлении лицензий, и заявителями с целью либерализации ее условий и необоснованного снижения размера платежей, связанных с пользованием недрами;

установления факта незаконного предоставления земель, занятых этническими общинами, предприятиями, общественными объединениями и гражданами без их согласия;

наличия других оснований, предусмотренных законодательством.

Споры о признании сделок недействительными решаются в административном и судебном порядке.

17. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛИЦЕНЗИЙ

17.1. Владельцы лицензий имеют право:

получить в установленном Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) порядке геологическую и иную информацию о переданных ему участках недр;

вести переговоры о передаче ему на условиях аренды или на других условиях государственного имущества и объектов инфраструктуры, расположенных на переданном в его ведение земельном участке и участке недр или технологически связанного с использованием участка недр;

использовать участки недр в установленных границах для осуществления любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая использование доли добываемого полезного ископаемого, которая по условиям лицензионного соглашения остается в распоряжении недропользователя;

использовать по своему усмотрению отходы горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства, если иное не противоречит законодательству или условиям лицензионного соглашения;

ограничивать застройку площадей залегания полезного ископаемого в пределах предоставленных ему для разработки участков недр;

проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения в пределах участков недр, предоставленных по лицензии для добычи полезных ископаемых;

привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, принимающих на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ;

обращаться в установленном настоящим Положением порядке в Межведомственную комиссию по недропользованию по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.

17.2. Владельцы лицензий несут ответственность за:

соблюдение законодательства, стандартов, норм и правил, связанных с пользованием недрами и охраной окружающей среды;

соблюдение технических проектов и схем развития горных работ;

представление в установленном порядке геологической информации о разведанных, извлеченных и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение безопасных для работников и населения условий;

возврат земельных участков по завершении работ в состоянии, установленном лицензионным соглашением или договором с владельцем;

сохранность горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений или в иных целях, если это предусмотрено техническими проектами, заключениями государственной экспертизы или лицензионными соглашениями;

сохранность геологической и иной информации о недрах;

своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

техническую укрепленность организаций, предприятий и производств, обеспечивающую сохранность добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней.

17.3. Лицензия может дополнительно определять и иные права и обязанности владельца, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Положению.

Приложение N 2

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 12 мая 1995 г. N 203

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ЛИЦЕНЗИИ

НА КОТОРЫЕ ВЫДАЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С «ПОЛОЖЕНИЕМ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО

ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫМ ПОЛЕЗНЫМ ИСКОПАЕМЫМ», УТВЕРЖДЕННЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА N 520

1. Песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности)

2. Галька

3. Гравий

4. Глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, флоридиновой, красочной, бентонитовой, кислоупорной и каолина)

5. Суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности)

6. Камень бутовый

7. Песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и для стекольной промышленности)

8. Кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого и для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов)

9. Мел (кроме мела цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина)

10. Доломит (кроме пильного, облицовочного для металлургической, химической и стекольной промышленности)

11. Мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности)

12. Известняк (кроме битуминозного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема)

13. Ракушка

14. Сланец (кроме горючего и кровельного)

15. Аргиллиты и алеролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности)

16. Магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности)

17. Туфы

18. Подземные воды (кроме минерализованных)

19. Торф